Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности развития письменной речи у детей с социально-педагогической запущенностью

Особенности развития письменной речи у детей с социально-педагогической запущенностью

Современное общество переживает период переоценки ценностей, в том числе и в педагогике. « Напряжённые социальные отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку при понижении уровня общей культуры в обществе» - всё это ставит ребёнка в тяжёлое положение (Н.Е. Щуркова и др. «Новые технологии воспитательного процесса»). В таких условиях объективные трудности будет испытывать любой человек, и тем более дети с социально-педагогической запущенностью. Их воспитание, обучение и развитие является на сегодняшний день актуальной проблемой, так как почти полностью ложится на плечи педагогов. Едва входя в жизнь, эти дети сталкиваются с непосильными для них социально-психологическими трудностями: неприязнь и отчуждение общества, изоляция в учреждениях закрытого типа; эмоциональная, сенсорная, двигательная и социальная депривация; духовное и психологическое сиротство; неадекватность методов и методик обучения. Такие дети, как правило, становятся заложниками своих проблем и системы. Ведущей причиной этих проблем выступает разрыв закономерной, органической связи «семья-ребёнок-мать». Разрыв данных отношений приводит к затруднениям в развитии целостной личности ребёнка, невозможности быть счастливым, быть социально-уважаемым, самопринимаемым. Следствием этого процесса выступают уже более частные проблемы. Дети, как правило, отстают в развитии или имеют более выраженные проблемы.

Экономические, экологические, демографические, социальные и др. негативные изменения, которые на протяжении последнего десятилетия происходили в нашей стране, привели к увеличению численности детей с социально-педагогической запущенностью. Они рано лишаются родительского попечительства и становятся воспитанниками «Домов ребёнка» и школ-интернатов.

Константиновская школа-интернат является общеобразовательным учреждением среднего (полного) образования, в котором обучаются около ста детей. Среди них 39 человек-это дети-сироты. Остальную группу составляют дети из неблагополучных, многодетных семей, так называемые социальные сироты. Очень часто такие дети имеют отставание в умственном и физическом развитии (ЗПР), а также более серьёзные диагнозы и отклонения в психическом развитии. Практически все они серьёзно больны с детства. Причём больны и физически (т.к. рождены от родителей алкоголиков и т.п.) и психически (т.к. не получали должного внимания, да и любви со стороны своих родителей).

Социально-педагогически запущенные, попросту заброшенные своими родителями дети, оказываются совершенно неготовыми к началу школьного обучения. Слабое соматическое и нервно-психическое здоровье ведёт к недоразвитию всех познавательных процессов и создаёт дополнительные затруднения в овладении ими речью. Наряду с общим недоразвитием, недоразвитие их речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развёрнутость высказывания. Логопедическое исследование речи детей показывает, что фонетическая сторона их речи страдает разнообразными нарушениями: нечёткостью произношения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Кроме того, отмечается общая вялость артикуляционных мышц, что обусловлено неврологической патологией. Прослеживается взаимосвязь речевого и общего развития детей. В частности им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, трудности ориентирования в пространстве, недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики и др.

Все эти недостатки сказываются на формировании письменной речи детей. Для меня, как для учителя начальной школы, эта проблема очень актуальна. Дело в том, что письменная речь является предметом и продуктом обучения и во многом именно начального обучения. Ведь в это время дети овладевают навыком письма и начинается развитие письменной речи. Однако, у депривированных детей, социально запущенных, не посещавших дошкольные учреждения сразу же возникают определённые трудности. Этим детям требуется индивидуальная коррекционная помощь, которую оказывает учитель в содружестве с врачом, психологом, логопедом, воспитателем.

Развитие письменной речи детей входит неотъемлемой составной частью в общую систему обучения языку и осуществляется в неразрывном единстве с развитием устной речи. Обучение детей устной и письменной речи представляет собой две стороны единого процесса, направленного на овладение языком как средством общения и орудием мышления и в тоже время предполагает необходимость дифференцированного изучения каждой из них.

Поэтому, целью нашего исследования будет изучение особенностей развития письменной речи детей с социально-педагогической запущенностью.

В соответствие с поставленной целью можно обозначить задачи исследования:

Теоретически изучить литературу по обозначенной теме.

Выявить особенности развития письменной речи у детей с социально-педагогической запущенностью.

Организовать и провести констатирующий эксперимент по выявлению данных особенностей.

Провести количественную и качественную обработку данных эксперимента.

5. Сформулировать выводы по данной проблеме.

Таким образом, предметом нашего исследования являются особенности развития письменной речи у детей с социальной и педагогической запущенностью. Субъектом являются учащиеся младшего школьного возраста с социально-педагогической запущенностью, а объектом письменная речь.

При написании курсовой работы и проведении констатирующего эксперимента мы использовали следующие методы:

1) самостоятельная работа с научной литературой;

2) наблюдение;

3) беседа;

4) сравнение речевых нарушений;

5) объяснение, полученных в ходе обследования данных.

Материалы, изложенные в работе, имеют теоретическую и практическую направленность. Теоретические данные позволяют выявить и изучить особенности развития письменной речи, а практическая часть может быть использована педагогами для преодоления недостатков в её развитии, так как детей с такими особенностями немало в любой школе.

В качестве основной гипотезы эксперимента мы выдвигаем следующую: мы предполагаем, что дети с социальной и педагогической запущенностью будут иметь особенности формирования навыка письменной речи в отличие от детей с нормальным развитием.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru