Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность "несмотря ни на что"). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями.
Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви - достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у, ребенка возникновение тревоги и неуверенности.
Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).
Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит не-сформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.
Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).
Открытое эмоциональное отвержение ребенка.
А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской. Напомним, что тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия/антипатия; уважение/презрение и близость - дальность.
Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако некоторые из них можно назвать:
Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской)
Тип любви/отвержения |
Характеристики любви/отвержения |
Родительское поведение |
Родительское кредо |
1. Действенная любовь |
симпатия уважение близость |
Принятие ребенка; внимание и интерес, уважение его прав и обязанностей; сотрудничество и готовность прийти ему на помощь |
"Я люблю моего ребенка таким, какой он есть, он самый лучший" |
2. Отстраненная любовь |
симпатия уважение дистантность |
Принятие ребенка; недостаток внимания и заботы; гипопротекция; низкий уровень кооперации и помощи |
"У меня прекрасный ребенок, но я очень занят" |
3. Действенная жалость |
симпатия неуважение близость |
Принятие ребенка; недоверие к нему; излишняя опека и потворствование |
"Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ребенок и я люблю его" |
4. Снисходительное отстранение |
симпатия неуважение дистантность |
Принятие ребенка; отстраненность; гипопротекция, оправдание неблагополучия болезнью ребенка, плохой наследственностью |
"Нельзя винить моего ребенка в том, что он такой, - есть объективные причины" |
5. Отвержение |
антипатия неуважение дистантность |
Отвержение ребенка; ограничение общения, игнорирование; гипопротекция, граничащая с безнадзорностью |
"Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!" |
6. Презрение |
антипатия неуважение близость |
Отвержение ребенка; тотальный контроль, применение наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в эодительской воспитательной системе запретов |
"Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так плох" |
7. Преследование |
антипатия уважение близость |
Отвержение ребенка; доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение, тотальный контроль |
"Мой ребенок - негодяй, и я докажу это!" |
8. Отказ |
антипатия неуважение гшстантность |
Отвержение ребенка; гипопротекция и безнадзорность, попустительство, игнорирование |
"Я не хочу иметь дело с этим негодяем!" |