Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине » Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Страница 3

Для речевой деятельности детей характерны аграмматизмы: неправильное согласование в роде, числе, в падежных окончаниях; нарушение употребления предложных конструкций; неправильное использование союзов; трудности словоизменения и словообразования и т.д. [30].

Отмечаются закономерные трудности в различении фонем, принадлежащим к родственным группам: звонкие - глухие. В тех случаях, когда недостатки произношения заметно выражены, отмечаются следующие дефекты: пропуски, замены на родственные, близкие по артикуляции, искажения. Могут наблюдаться перестановки слогов, пропуски слогов [30, c.23].

IV уровень общего недоразвития речи (нерезко выраженное ОНР) выделяет Т.Б. Филичева в 2000 году. У детей данной группы отмечается незначительное нарушение всех компонентов языка, выявленное в процессе специально подобранных заданий и при выполнении речевой деятельности повышенного уровня сложности. Нет ярких нарушений звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи [46, c.69].

Кроме того, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его образ, что проявляется: в перестановках звуков и слогов; сокращении согласных звуков при стечении; в заменах слогов; опускании слогов в редких случаях; в добавлении слогов, звуков. Наблюдаются ошибки при употреблении сложных уменьшительно-ласкательных суффиксов; ошибки при употреблении существительных с суффиксом единичности и притяжательных прилагательных; в образовании сложносоставных слов [30, c.41].

Исследователи указывают, что при тщательном обследовании у детей с IV уровнем ОНР удается обнаружить пробелы в активном и пассивном словаре при использовании обширного лексического материала. Отмечаются сложности формирования лексических полей: сложно выбрать родственные слова (сложности комбинаторики). Недостаточный уровень лексического запаса ярко проявляется у детей в понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением [30].

В беседе, в описательном рассказе отмечаются нарушения логической последовательности, застревание на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор эпизодов. При составлении самостоятельного рассказа ребенок пользуется простыми, малоинформативными предложениями, испытывает трудности при подборе соответствующих языковых средств [46, c.46].

Таким образом, в теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. В целом для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений. Помимо речевой симптоматики у детей рассматриваемой категории имеется и неречевая: особенности внимания, мышления, воображения, памяти, моторики.

Страницы: 1 2 3 

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru