Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений.
Неопозитивисты критикуют педагогику за то, что в ней, по их мнению, доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Представители этого направления отдают приоритет методам познания, а не его содержанию.
В философии диалектического материализма личность рассматривается как объект и субъект общественных отношений. Ее развитие определяется внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности. В педагогике проявляются все законы диалектики.
3. Все философские законы, принципы и категории выполняют в педагогике методологические функции. При проведении исследований нужно опираться на те философские знания, которые в наибольшей степени соответствуют цели и задачам конкретного педагогического исследования.
Ученые считают, что общенаучная методология педагогики может быть представлена системным подходом, который отражает всеобщую связь, взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Этот подход предусматривает необходимость рассмотрения объектов и явлений педагогической действительности как целостных систем, имеющих определенную структуру и свои законы функционирования. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства объектов и процессов, которые не сводятся к механической сумме их составляющих.
4. Конкретно-научная методология педагогики рассматривается через специфические принципы (подходы), которые позволяют научно определить стратегию и способы конкретного педагогического исследования и получить достоверные знания об объективной педагогической действительности с целью ее совершенствования.
Антропологический подход означает системное привлечение научных дисциплин о человеке при построении и осуществлении педагогического процесса: интеграцию педагогики с психологией, социологией, философской антропологией, биологией и другими науками.
Акмеологический подход предполагает создание условий для максимального развития творческих способностей каждой личности, максимально возможную индивидуализацию процессов обучения и воспитания.
Содержанием культурологического подхода являются направленность педагогического процесса на изучение и формирование ценностных ориентаций личности, культуры как специфического способа человеческой деятельности, формирование способов практической деятельности в процессе освоения культуры личностью.
Личностный подход ориентирует исследователя на признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение, на ориентацию в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Деятельностный подход позволяет учитывать то, что именно в деятельности человек проявляется как субъект своего развития; необходимо организовывать полноценную в социально-нравственном отношении жизнедеятельности личности.