Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Переживание ведет к созданию нового образа.
Условия создания нового образа:
среда
личность педагога (проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать)
создание напряженной эмоциональной ситуации;
блокирование, задержка реакции педагога ( пример с методом отсроченного воздействия у Макаренко – дает ребенку время самому разобраться в поступках )
Приемы инициирования драматизации:
театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра);
расширение среды (автостоп, организация экскурсий);
групповая деятельность (общественная деятельность) Позиции педагога – внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия – сопереживание другому.
Осознавание – установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово).(Например, проведение в лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т. ч. поступки детей)
Этапы:
выявление;
овладение – присвоение;
управление;
контроль и ответственность за выбор.
Для вербализации необходим диалог
Диалог – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Диалог культур, логик, голосов (Курганов). Внутренний диалог – рефлексия – анализ и осмысление своих действий.
Уровни рефлексии:
самопознание;
ты – в отражении других;
приведение в соответствие мнения окружающих о тебе и самомнения, конгруэнтность.
Задача педагога : организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
Позиции педагога: друг – собеседник; коммуникация строиться как двухсторонний об межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости обращенный, к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя Позиции воспитателя по Роджерсу:
Эмпатическое понимание;
Открытость личному опыту;
Доверие к возможностям, способностям воспитанника;
Искренность в выражении своих чувств.
Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).
Задачи педагога : предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
Позиция педагога: понимание, наблюдение оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).
Вытеснение, изгнание образа осуществляется на трех уровнях
недопускание к осознанию, блокировка образа;
осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;
аннулирование действия (через изоляцию считаем это неважным).
Виды аннулирования:
запрет;
запрет коллектива;
табу;
ритуал;
прощение с последующим забвением.
Позиция педагога: сопричастность, обращенная к ценностям, психотерапия.
Задачи педагога : переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.
Выделяют следующие механизмы социализации:
а) самоограничения (если человеку кажется, что его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает деятельность)