Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
5. Курс стереометрии строится аксиоматически. При изучении аксиоматики стереометрии необходимо решить две основные методические задачи:
1) переформулируются аксиомы планиметрии для пространства (некоторые должны быть с уточнениями).
Здесь фактически под видом договоренности между учителем и учащимся вводится, как бы новая аксиома:
В любой плоскости пространства выполняются все аксиомы планиметрии.
2) добавляются новые специфические аксиомы пространства, которые на первых этапах изучения иллюстрируются с помощью моделей, стереометрического ящика, рисунка, геометрии классной комнаты.
При этом появляется возможность более эффективного выявления учащимися сущности аксиоматики и ее роли в построении геометрии.
II. Формирование пространственных представлений идет в несколько этапов и включает в себя:
– умение представить по чертежу целостный образ геометрической фигуры, взаимное расположение ее элементов;
– умение мысленно изменить положение фигуры – посмотреть с другой стороны;
– умение мысленно расчленить фигуру, составить из нее новый объект;
– умение изобразить фигуру на чертеже, адекватно отразив имеющиеся отношения;
– умение представить фигуру на основе ее словесного описания и т.д.
На I этапе на наглядной основе формируются предпосылки для создания целостного образа фигуры с выделением ее существенных признаков. На данном этапе учитель должен широко использовать модели, реальные объекты окружающего мира. После этого строится чертеж, который закрепляет рассмотрение соответствующей геометрической конфигурации.
В конце I этапа и на II у школьников формируются образы фигур и их комбинаций, которые они могут представить себе в почти неизмененных условиях.
Схема формирования пространственных представлений на I и II этапе следующая:
Модель чертеж представление
На II этапе роль моделей несколько уменьшается, т. к. в противном случае у школьников будет тормозиться развитие способностей мысленно представлять себе особенности расположения фигуры и ее элементов.
При построении чертежа на данных этапах учителю не следует сразу демонстрировать готовый чертеж, а стараться его выполнять постепенно вместе с учащимися с целью поэтапного восприятия или пространственных образов.
III этап: – овладение умением оперировать образами в измененных условиях. Школьники сначала работают с основным чертежом, который однако часто не дает возможность увидеть особенности расположения фигуры с разных позиций. Поэтому чертеж, как правило, должен подкрепляться рассмотрением соответствующей модели. Демонстрация сопровождается специально подобранными вопросами.
Например: Какие фигуры могут получиться при пересечении тетраэдра плоскости? Покажите на модели и чертеже различные случаи. Ответ обоснуйте.
Схема формирования пространственных представлений на III этапе:
чертеж модель представление.
IV этап: Учащиеся должны конструировать стереометрические объекты самостоятельно на базе сформулированных ранее представлений. При этом не используется ни чертеж, ни заранее подготовленная модель, а можно лишь учителю задавать вопросы для уточнения расположения фигуры.
Схема на IV этапе: представление чертеж.